ViajeS LocoS
историю Тоссы мы изучили детальнее некуда, теперь можно и погулять в своё удовольствие. благо, здесь есть на что посмотреть и без табличек с датами. конечно, город сильно облагородили за последние полвека. от былой неприступности не осталось и следа. желаете подняться на самый верх скалы - пожалуйста. хотите влезть на крепостную стену - запросто. заботливые власти поставили там перила, чтобы неразумные приезжие не попадали вниз от увиденных красот, и на всякий случай закрыли решётками все сомнительные лазы. ну, или почти все...



продолжая наблюдение за повседневной жизнью Тоссы, замечаешь, какой шарм старым зданиям и облику улиц придают артефакты времени. которые на самом деле оказываются не чем иным, как атрибутами нормальной человеческой жизни. хотя туристы, привыкшие к глянцевым фасадам, принимают их за диковинку и устраивают фотооблавы. вот, например, обычный парадный вход в дом, разве только замок поменяли. этим дубовым дверям не одно столетие.



да и эти выглядят так, словно повидали уже несколько поколений визитёров.



частные владения тут охраняют не злые собаки, а настоящие рыцари! пусть и маленькие.



и даже таким непримечательным зданиям есть чем похвастать... например, ажурной ковкой перил балкона.



но артефакты артефактами, а всё-таки основная достопримечательность Тоссы, по мнению туристов, - это море. в городе три основных пляжа, причём все отмечены Голубым флагом. уже почти 30 лет эта награда присуждается самым чистым и безопасным местам для купания по всему миру. главный пляж, где швартуются прогулочные катера и откуда уходят в море рыбацкие лодки, самый большой - около полукилометра в длину. с обеих сторон он ограничен скалами: юг прикрывает крепость, а северный рубеж охраняет пятиметровая бронзовая статуя богини Минервы. в Древнем Риме её почитали не только как покровительницу ремёсел и искусств, но и как воинственную защитницу империи. во время главных празднеств в её честь - Квинкватрии - всегда проводились гладиаторские игры. поэтому Минерва в Тоссе изображена смотрящей в море, в шлеме, со щитом и копьём в руках.

история её установки здесь полна драматизма. в 1970 году Фредерик Марес (тот, что сваял Диану для одноимённой гостиницы) в благодарность за улицу, названную его именем, решил одарить Тоссу своим творением. изначально он задумал установить на дороге, ведущей к маяку, римскую трибуну - в честь Виталия, владельца виллы Аметльерс. но общественность возмутилась тем, что скульптура исказит исторический облик Старого города, и вынудила скульптора искать другое место для неё. в итоге трибуну заменили на воинственную женщину и перенесли на другой конец залива. что, впрочем, не уберегло статую от вандалов: за пару дней до открытия кто-то раскрасил ей лицо. но в 1979 году подарок известного каталонского скульптора всё-таки украсил набережную. москвичи, улавливаете аналогию?



если пройти по набережной чуть дальше, можно увидеть чайку по имени Джонатан Ливингстон. не бойтесь её спугнуть: чайка не улетит, она бронзовая. хотя и помнит руки Луиса Карбонеля - своего создателя. на постаменте выбит эпиграф из знаменитой новеллы Ричарда Баха: "истинному Джонатану - Чайке, живущей в каждом из нас".



второй по величине пляж "Маленькое море" (Mar Menuda) начинается сразу после скал с чайкой. он самый безлюдный, хотя на рассвете сюда приезжают начинающие дайверы, чтобы поплавать у скалистого мыса, и влюблённые парочки, встречающие рассвет. между двух скал есть маленький заливчик с тёплой водой и мелким дном, где мамаши любят купать своих детей, а хозяева - собак.



за мысом начинается по-настоящему дикий берег.



со скал отлично приветствовать восходящее солнце и пробегающие мимо катера.



а ещё отсюда можно бесконечно любоваться прекрасной панорамой безлюдных пляжей утренней Тоссы.



на набережной у "Маленького моря" установлена пустая металлическая рама, на табличке которой приведён отрывок из чьих-то рукописей, воспевающий открывающийся с этого места вид. похоже, это часть программы по привлечению туристов и повышению их культурного уровня - такие рамки мы видели не только в Тоссе.



ещё один, и по нашему общему скромному мнению, самый уютный пляж расположился в бухте под Каменной башней. собственно, и называется он так же - Es Codolar. в разгар сезона сюда лучше даже не заходить - места не будет даже на камнях окрестных скал. а вот в непогоду или ночью - пожалуйста. хотя в шторм здесь лучше не плавать - сильные волны могут шутя ударить о скалы или унести с собой в море.



в округе есть немало интересных мест, скрытых от любопытных глаз. любители уединения могут прогуляться по каменным плитам вдоль скал - но при этом лучше не брать с собой хрупкую фототехнику и быть морально готовыми к внеплановым купаниям. а можно пройтись по самой настоящей пещере, вход в которую спрятан в зарослях колючих кактусов.



пещера довольно широкая, высотой около двух метров, с песчаным полом, усеянным битой керамической плиткой. а что это за странные белёсые следы внизу стен?



да это же вода! пещера оказывается... ливневым коллектором! становясь всё уже и хитро извиваясь, он ведёт сквозь толщу скалы к жилым домам на окраине города.



над пляжем, у основания Каменной башни, стоит странная скульптура работы Бонавентуры Ансона.



я долго ломал голову, почему она называется "Жена рыбака", пока, уже сидя дома перед монитором, не угадал в ней силуэт женщины, смотрящей на горизонт из-под козырька правой руки.



в Тоссе вообще очень много скульптур для такого небольшого городка - иногда непонятных, иногда забавных, иногда просто милых. вот эта девочка живёт в Старом городе.



а эта странная пара расположилась на скамейке в начале серпантина, ведущего в крепость. называется она почему-то "Свидетельство". автор тот же, что и у "Рыбачки".



ещё одна скульптура в сквере на Avinguda de la Palma посвящена женщине, чинящей рыбацкую сеть.



туристы едут в Тоссу не только за красивыми видами. здесь часто проходят праздники разного масштаба, но неизменно яркие и запоминающиеся. кроме упомянутых в первой части религиозных торжеств, особо отмечаются ещё 23 апреля - День святого Георгия (La Diada de Sant Jordi, одновременно праздник всех влюблённых и литературы), Ночь святого Хуана с 23 на 24 июня (La noche de San Juan, аналог нашего Ивана Купалы) и День Каталонии 11 сентября. а по четвергам в город приезжает ярмарка - местные фермеры и торговцы китайским ширпотребом раскладывают свой товар прямо на улице.

на наше присутствие в Тоссе тоже выпал праздник - фестиваль средневековой тематики. несколько дней вся крепость была украшена флагами и гербами, а дорога, ведущая к ней, превратилась в торговую улицу. продавали всё - украшения, рыцарскую атрибутику, еду всех масштабов. на пляже крутились карусели и гарцевали кони...



...а в Старом городе для публики играли музыканты. посещаемость Тоссы в эти дни выросла в несколько раз.



не знаю, как местные жители, а я категорически не был в восторге от такого расклада. фоторепортёр из меня никакой, а пейзажи, безлюдные и прекрасные прежде, стремительно теряли свою романтику уединённости. поэтому я принёс в жертву сон... и открыл для себя другую Тоссу - город-фантом, город-легенду.

именно такой мы увидели её в первый наш вечер здесь. неспешно гуляя по ещё незнакомым переплетениям улочек, наблюдая за отдыхающими местными жителями, мы в конце концов набрели на премилый ресторанчик с наполовину славянским названием и не поддающимся национальной идентификации интерьером. там мы смогли утолить и голод, и жажду интернационального общения, заодно разменяв нашу проклятую двухсотенную бумажку. а ровно в полночь, как в сказке, всё исчезло - ресторанчик закрылся, и мы остались наедине с городом.



ночная Тосса - это совершенно иная реальность. её нельзя мерить дневными категориями. здесь каждый закат будто открывает портал в параллельный мир, в котором идёт своя жизнь, так не похожая на обычную суету дня.



в это время суток мысли упорядочиваются, а чувства обостряются. воздух, очищенный от городского шума и галдёжа чаек, наполняется тысячами запахов - от горького аромата морской соли до нежных волн цветущей герани. яркие краски не отвлекают взгляд, мир делится на простые и изначальные свет и темноту.



скользя тенью мимо стен домов, не столько слышишь, сколько чувствуешь ровное дыхание их обитателей за старинной кладкой. и боясь потревожить их чуткий сон, невольно замедляешь ход и ступаешь осторожнее.



возможно, кому-то такие прогулки покажутся странными или даже опасными. ночью шаги гулко звучат в пустых коридорах улиц, и лишь фигуры святых провожают тебя неуловимыми взглядами.



даже бродя по городу в одиночку, всё время чувствуешь чьё-то присутствие рядом. кажется, даже Ава Гарднер ночью оживает, подобно памятнику в сказке Сельмы Лагерлёф.



единственные, кто не боится показаться на глаза в столь поздний час - это кошки, устраивающие свои сходки на площади у собора святого Викентия. и ещё любопытные фонари, выглядывающие из-за угла. и те, и другие недоверчиво, но внимательно следят за каждым твоим движением.



город, в одно мгновение ставший песчинкой в бесконечности космоса. и пока ты не спишь, пока смотришь на него, пока меряешь шагами его улицы - ощущаешь свою причастность к великой тайне ночи. словно на это время ты стал единоличным хранителем древней крепости, и сейчас в ответе за покой всех спящих за её стенами.



внешние стены цитадели сияют оранжевым светом, придающим им какой-то неземной вид. но и этот мираж исчезает в полночь, дальше путь хранителя освещают только луна, звёзды да случайные фонари.



атрибуты дневного мира кажутся здесь странными и совсем чужими.



прощальный взгляд на Старый город с пляжа, где в зеленоватом тумане отдыхают после удачного лова рыбацкие лодки. пора возвращаться. скоро рассвет - и новые дороги.



но продолжение обязательно случится...

@музыка: Без билета - Такие медленные

@темы: путевой журнал, Тосса-де-Мар, Каталония, Испания